Справка об отсутствии кассового аппарата — документ, который вправе запросить покупатель или потребитель услуг у продавца или предпринимателя, который оказывает услуги. АТОЛ разобрался, когда и зачем необходимо предоставлять такую справку и как ее правильно оформить.
Справка об отсутствии кассового аппарата выдается по требованию покупателя товара или потребителя услуги. Такая справка может быть выдана в том случае, если предприниматель не использует кассовый аппарат согласно положениям закона 54-ФЗ или имеет отсрочку от его установки.
Зачем нужна справка об отсутствии кассового аппарата
Такую справку потребители запрашивают, если не получили кассовый чек или документ, его заменяющий, в силу объективных причин, имеющихся у предпринимателя. Например, предприниматель оказывает услуги и не имеет в штате наемных сотрудников. До 1 июля 2021 года у такого ИП есть отсрочка от установки ККТ. Поэтому потребитель вправе потребовать справку, которая не только подтвердит факт получения услуги, но и укажет на причину отсутствия ККТ у предпринимателя.
Потребителям необходима такая справка в разных случаях:
- необходимо документально подтвердить факт покупки товара или получения услуги (например, для отчетности в бухгалтерию);
- необходимо предоставить справку в суд.
54-ФЗ определяет случаи, в которых предприниматель может законно не использовать в своей деятельности кассовый аппарат. При этом потребители имеют право запросить у такого предпринимателя соответствующую справку. Не стоит путать справку об отсутствии ККТ с документом, заменяющим чек. Документ, заменяющий чек, могут использовать только предприниматели, ведущие свою деятельность без ККТ в труднодоступных местностях.
Как составить справку об отсутствии ККТ
Как уже упоминалось, справка об отсутствии ККТ оформляется по требованию потребителя или получателя услуги. Законодательство не определяет точную форму справки и не предоставляет образец, однако указывает на реквизиты, которые необходимо указывать в таком документе:
- номер справки;
- дата выдачи справки;
- сведения об отсутствии ККТ со ссылкой на норму законодательства (например, акт) — период и причина отсутствия кассы;
- подпись лица, выдавшего справку (с расшифровкой);
- печать организации или ИП.
Справка должна быть оформлена на фирменном бланке, в котором должна находиться информация о хозяйствующем субъекте: наименование, адрес, контактные данные, ИНН и ОГРН. Если фирменного бланка нет, оформление возможно без него, но при этом необходимо дополнить справку указанными выше сведениями о предпринимателе.
В справке должна быть указана причина, по которой у предпринимателя нет ККТ. В рамках указания причины необходимо дать ссылку на документ, на основании которого предпринимательская деятельность ведется без применения онлайн-кассы. Это может быть поправка к 54-ФЗ, пункт 54-ФЗ или другой подзаконный акт. Например, если предприниматель работает в местности, которая была признана труднодоступной. Согласно 54-ФЗ, он имеет право не применять ККТ при ведении расчетов. В справке требуется указать статью закона, в которой говорится о труднодоступных местностях, а также указать номер приказа, который причислил местность ведения предпринимательской деятельности к труднодоступной.
Ссылка на источник: https://www.atol.ru/blog/spravka-ob-otsutstvii-kassovogo-apparata/