Государственно-частный проект по созданию единой системы подлинности товаров и повышению прозрачности рынка - проще говоря, маркировка - стартовал в пилотном режиме еще в начале 2018 года. В июне 2019 начался эксперимент по маркировке шин и автопокрышек.
Решение об обязательной маркировке товаров зрело давно. Маркировка позволит сократить количество контрафакта и фальсификата на рынке, создаст условия для честной конкуренции и повысит лояльность покупателей. Внедрение маркировки разбито на несколько этапов. В 2019 году обязательная маркировка вводится для большинства вышеперечисленных товаров, в том числе и для шин и автопокрышек.
В проекте Постановления Правительства РФ предусмотрено несколько этапов внедрения маркировки в данной отрасли:
- с 01.12.2019 по 31.03.2019 регистрация всех участников оборота данной продукции в системе маркировки
- с 01.11.2020 запрет на производство, импорт, оборот и вывод из оборота немаркированной продукции
- до 01.11.2020 маркировка остатков.
Как работает система маркировки
Маркировка представляет собой процесс нанесения на товар и его упаковку специального кода. Код этот формирует оператор маркировки - Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Производитель или импортер запрашивает у оператора маркировки код для изделия. ЦРПТ выдает уникальный код. Товар маркируется (чаще всего нанесением штрих-кода на упаковку или сам товар). Информация о движении товара фиксируется в системе электронного документооборота. При сканировании кода маркировки можно получить все данные о движении товара от производителя к конечному покупателю. При продаже код маркировки сканируется обычным 2D-сканером, система учитывает продажу и выводит товар из оборота.
Шины и покрышки, подлежащие маркировке
Эксперимент по маркировке шин начался 20 июня 2019 года. Принять участие в эксперименте может любой производитель, импортер, оптовые и розничные точки. Для этого необходима регистрация в системе маркировки. Эксперимент завершится 30 ноября 2019 года. За это время отрасль сможет освоить работу с маркировкой, обкатать процессы, а ЦРПТ - адаптировать систему под отраслевую специфику. С 1 декабря 2019 года маркировка шин и автопокрышек станет обязательной.
Участниками экспериментального периода маркировки стали крупнейшие производители шин и автопокрышек в России, а также импортеры - всего более 50 организаций, среди которых ООО «УК «Татнефть-Нефтехим», ООО «Бриджстоун СНГ», ООО «Нокиан Шина», ООО «Гудиер Раша», ООО «Пирелли Тайр Руссия» и другие.
Что касается непосредственно шин и покрышек, подлежащих маркировке, то согласно распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р маркироваться должны все новые шины и покрышки пневматические резиновые. Коды:
- ОКПД-2 — 22.11.11
- ОКПД-2 — 22.11.12
- ОКПД-2 — 22.11.13
- ОКПД-2 — 22.11.14
- ОКПД-2 — 22.11.15
- ОКПД-2 — 22.11.20
- ТН ВЭД ЕАЭС 4011
Порядок маркировки шин и покрышек
Маркировка покрышек будет мало отличаться от маркировки другой продукции. Алгоритм действий следующий:
- производитель или импортер регистрируется в системе Честный ЗНАК;
- производитель или импортер заказывает и оплачивает в системе уникальные коды для каждой единицы изделия;
- оператор маркировки выдает уникальный код маркировки, состоящий из двух частей (кода идентификации и кода проверки);
- производитель или импортер преобразует коды маркировки в средства идентификации (DataMatrix код) и наносит их на товар или упаковку, сообщает об этом в систему маркировки;
- товар передается дистрибьютору с оформлением электронного УПД и его подписанием двумя сторонами;
- дистрибьютор передает товар в розничную точку с оформлением электронного УПД и его подписанием двумя сторонами;
- товар реализуется на кассе, код маркировки сканируется кассиром, касса формируем кассовый чек и отправляет его в ОФД.
- ОФД сообщает в систему маркировки о кодах маркировки, реализованных в торговой точке, в системе маркировки оформляется выбытие товара.
На каждом этапе движение маркированного товара можно отследить путем сканирования кода. Это сделает весь путь прозрачным и не даст контрафактной или фальсифицированной продукции попасть на рынок.
Маркировка чипами шин и покрышек
В маркировке применяются несколько методов, позволяющих разместить код на изделии:
- лазерная гравировка,
- этикетирование,
- нанесение RFID-меток.
Самым удобным, дешевым в реализации и применении считается нанесение кода Data Matrix. Такие коды уже наносятся на лекарства, обувь и табачную продукцию. Эксперимент показал, что код легко считывается 2D-сканерами. Код можно считать даже через упаковочную пленку и при условии, что он был частично поврежден. Кроме того, такой код стоит дешевле, чем, к примеру, RFID-метка, так же дешевле стоит и средство его считывания (стоимость 2D сканера от 3500 рублей).
RFID-метка - это чипирование резины. Такой код уже наносится на шубы и другие изделия из меха. Если не углубляться в детали, то это особый чип, который работает на определенной радиочастоте. Такие метки весьма надежны, их сложно подделать, они не боятся влажности и воды. Кроме информации для нужд логистики, на него записывается информация о подлинности товара. Чтобы считать такую маркировку, нужен специальный сканер RFID-меток. Кроме того, сама метка - тоже довольно дорогое удовольствие. Выбор способа маркировки отдается на откуп самому производителю или импортеру.
Штрафы за нарушение правил маркировки шин и автопокрышек
С 1 декабря 2020 года маркировка шин и автопокрышек станет обязательной. За нарушение правил маркировки предусмотрены штрафы.
- Маркировка не проставлена: 2 000—4 000 для физлиц, 5 000—10 000 для ИП, 50 000—300 000 для юрлиц.
- Маркировка проставлена неверно или не содержит перечня необходимых данных: 5 000—10 000 рублей для ИП, 50 000—100 000 для юрлиц.
Продукция без маркировки (колеса, шины, покрышки и пр.) будет изыматься без возврата предпринимателю.
Ссылка на источник: https://www.atol.ru/blog/markirovka-shin-i-pokryshek-poryadok-perekhoda-shtrafy/.