Принятый в 2017 году 54-ФЗ обязал абсолютное большинство российских предпринимателей использовать при расчетах онлайн-кассы. В их числе оказались и те бизнесмены, которые ранее не должны были пользоваться ККТ и не знали основных правил и требований к ведению кассового учета. Разберем подробно все тезисы, которые нужно знать при работе с кассовым аппаратом.
Как пользоваться кассовым аппаратом. Общие правила
54-ФЗ установил ряд новых правил использования кассовых аппаратов. Так, вместо ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной) в кассах начали использовать ФН (фискальные накопители), которые устанавливаются внутрь кассы. Также контрольно-кассовая техника должна иметь возможность подключения к интернету, чтобы передавать данные о совершенных операциях в налоговую инспекцию. Напрямую делать это закон запрещает, передачей данных с ККТ в ФНС занимаются отдельные специально созданные компании - операторы фискальных данных. Таким образом, перед началом использования кассового аппарата предприниматель должен выполнить следующие действия:
- приобрести кассовый аппарат, который подходит его типу бизнеса (фискальный регистратор, смарт-терминал, ньюджер, мобильную кассу и пр) и фискальный накопитель;
- оформить УКЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись) в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи РФ. Подпись потребуется для работы с налоговыми органами и регистрации ККТ;
- выбрать оператора фискальных данных и заключить с ним контракт на обслуживание;
- зарегистрировать ККТ в ФНС и пробить отчет о регистрации.
Если условия ведения бизнеса (например, расположение в удаленной от средств связи местности) разрешают использовать устройство в автономном режиме, то предприниматель может не заключать контракт с ОФД. При регистрации необходимо указать, что касса будет работать в автономном режиме.
Использовать кассу следует строго по месту ее регистрации. Если у предпринимателя две торговые точки и он хочет перенести кассу с одной на другую, потребуется перерегистрация ККТ.
Кто может работать с ККТ
Современные кассы имеют интуитивно понятный интерфейс и очень просты в использовании. Не нужно дополнительно обучать персонал работе с кассой. Проводить простейшие операции на кассе — продажу и возврат — может человек, не имеющий специальной квалификации.
Что касается субъектов хозяйствования, то практически все они обязаны использовать кассу при осуществлении расчетов как с физическими, так и с юридическими лицами (за исключением расчетов между двумя юрлицами через банк). Отсрочку от установки ККТ до 2021 года получили только индивидуальные предприниматели, которые работают в сфере услуг и не имеют наемных сотрудников. Не понадобится касса и самозанятым гражданам. Однако есть и исключения: случаи, при которых ИП или ООО могут не применять ККТ. Например, использовать кассу и выдавать чек не должны предприниматели, которые торгуют безалкогольными напитками в розлив, оказывают услуги ремонта ключей, обуви или одежды, продают арбузы или дыни на сезонных развалах. Полный список сфер деятельности, при ведении которых не требуется применять ККТ, можно найти в статье 2 Федерального закона 54-ФЗ “О применении ККТ”.
Обязанности кассира
Обязанности сотрудника, работающего с кассой, определяются положениями его трудового договора, должностной инструкцией и общими правилами работы с контрольно-кассовой техникой, к которым относятся:
- ведение денежных операций и выдача чеков;
- прием наличных и выдача сдачи покупателю;
- определение подлинности банкнот, предъявляемых к оплате;
- проведение оплаты с помощью электронных средств платежа (например, банковскими картами);
- учет и контроль наличных денег в денежном ящике;
- ведение кассовой отчетности, оформление отчетных документов;
- инкассация денег и передача их инкассатору.
В зависимости от размера компании и потребностей бизнеса, на кассовом аппарате можно установить различные ограничения: например, запрет на проведение операции возврата, отмены товара в чеке и пр. Таким образом, можно настроить сразу несколько пользователей с различными правами: кассир, менеджер, директор и пр.
Вопросы работы с кассовым аппаратом
Как и любая другая техника, кассовый аппарат может выходить из строя. Это может быть связано как с программными сбоями, так и с физическими повреждениями кассы. Кассир обязан вовремя заметить неисправность, обратиться к компетентным сотрудникам для ее устранения и при необходимости — подготовить кассу к сдаче в ремонт.
Самая частая операция, которую приходится выполнять кассиру — замена чековой ленты. Современные кассы АТОЛ устроены максимально просто и удобно для кассира. На замену ленты уходит всего несколько секунд. Не нужно заправлять рулон в специальный держатель. Достаточно просто бросить рулон чековой ленты в специальное отделение и можно продолжать работу. Кассы могут работать как с узкой, так и с широкой чековой лентой. Применение того или иного вида ленты зависит от потребностей бизнеса.
Также частая проблема, с которой сталкиваются кассиры — потеря связи с интернетом. В течение 30 дней фискальный накопитель собирает информацию о проведенных операциях. После чего, если не будет установлено интернет-соединение, блокирует работу кассы. Исправить проблему можно путем установления стабильного интернет-сигнала на торговой точке. Или обновлением параметров соединения в настройках ККТ.
Ссылка на источник: https://www.atol.ru/blog/kassovyy-apparat-dlya-nachinayushchikh/.