Маркировка — нанесение на товар или его упаковку особого цифрового кода, который позволяет полностью отслеживать движение товара в цепочке «производитель — покупатель». Обязанность и требования по продаже маркированной продукции определяет 361-ФЗ. Какие товары нужно будет маркировать и как именно, а также сколько будет стоить получение кода маркировки, определяет Правительство РФ.
Маркировка позволяет отследить весь путь товара начиная от его выпуска производителем или ввоза импортером и заканчивая реализацией потребителю. Все перемещения будут фиксироваться в системе маркировки.
- Производитель заказывает коды маркировки у оператора системы
- Оператор предоставляет производителю коды маркировки
- Производитель наносит коды на товар и сообщает об этом в систему маркировки
- Движение товара между собственниками фиксируется в системе маркировки
- При продаже кассир считывает 2D-сканером код марки с товара, на кассе формируется чек и отправляется в ОФД
- ОФД передает кассовый чек в ФНС и данные о выбытии маркированного товара в систему маркировки
- Покупатель может проверить подлинность чека (через мобильное приложение ФНС), подлинность товара через приложение «Честный ЗНАК»
Согласно планам правительства, маркировка товаров, находящихся в продаже на российском рынке, должна стать сплошной. Пока определен ряд товарных групп, которые будут маркироваться первостепенно. Внедрение обязательной маркировки позволит сократить количество контрафактной продукции и фальсификата на рынке, создаст условия для честной конкуренции и повысит лояльность покупателей.
Товары, подлежащие маркировке
Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» обозначает группы товаров, которые подпадают под обязательную маркировку средствами идентификации. В перечне указаны товарные группы: табачная продукция, обувь, духи и туалетная вода, шины и покрышки пневматические резиновые новые, блузки, пальто, ветровки и другие группы товаров. Для однозначной трактовки товаров, подпадающих под маркировку, в распоряжении приводится код ТНВЭД и код ОКПД-2.
Внедрение маркировки — сложный многоэтапный процесс, в который входит пилотный запуск системы в режиме эксперимента, регистрация участников рынка в системе Честный ЗНАК, а также непосредственно введение обязательной маркировки. В таблице представлены категории товаров, сроки экспериментального этапа маркировки и сроки обязательной маркировки.
Группа товаров | Сроки экспериментального этапа | Срок введения обязательной маркировки |
Табачная продукция | 01.01.2019-01.03.2019 | 01.07.2019 (передача прав собственности через УПД с 01.07.2020) |
Духи и туалетная вода | 01.07.2019-.30.11.2019 | дорожная карта на утверждении |
Шины и покрышки пневматические резиновые новые | 20.06.2019-30.11.2019 | дорожная карта на утверждении |
Легкая промышленность и одежда | 27.06.2019-30.11.2019 | дорожная карта на утверждении |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | 16.05.2019-30.11.2020 | дорожная карта на утверждении |
Обувь | июнь 2018-июль 2019 | 1.03.2020 запрет оборота немаркированной продукции |
Велосипеды | 16.09.2019-31.05.2020 | неизвестен |
Кресла-коляски | 1.09.2019-1.06.2020 | неизвестен |
Лекарства | 01.10.2019 (для 7 нозологий), 01.01.2020 - для всех остальных | |
Молочная продукция | 15.07.2019-29.02.2020 | неизвестен |
Изменения в сроках и списке товаров, которые подлежат обязательной маркировке, находятся в разработке. АТОЛ следит за развитием ситуации и будет обновлять информацию.
Какую онлайн-кассу купить для обязательной маркировки
Для работы с маркировкой кроме регистрации потребуется обновленное ПО онлайн-кассы и 2D-сканер. Какое оборудование кассовое нужно для маркировки, зависит от уже существующей комплектации торговой точки. Например, если у предпринимателя уже есть 2D сканер штрихкода (например, для работы с ЕГАИС), новый покупать не нужно.
Новые кассы для маркировки от АТОЛ полностью соответствуют требованиям законодательства и готовы к работе с маркированными товарами. В зависимости от потребностей бизнеса (количество покупателей, размер торговой точки и пр.) предприниматель сам определяет, какие кассы нужны для маркировки товаров:
- ньюджеры АТОЛ (например, АТОЛ 91Ф)
- смарт-терминалы АТОЛ SIGMA
- другие кассы (АТОЛ 30Ф, АТОЛ 55Ф, АТОЛ 22Ф)
Также предприниматели могут приобрести готовые комплекты для работы с маркировкой от компании АТОЛ «под ключ». Это онлайн-кассы для новой маркировки, которая уже введена или начинает вводится в РФ.
Ссылка на источник: https://www.atol.ru/blog/chto-takoe-obyazatelnaya-markirovka/